Логотип Центра социальной помощи семьи и детям Кронштадта
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения
«Центр социальной помощи семье и детям Кронштадтского района Санкт-Петербурга»

197762, г. Кронштадт, ул. Аммермана, 13, лит.А

Собираясь на первую консультацию или «чем мне может помочь психолог?»

Педагог-психолог социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних временного проживания - Косарева Наталья Юрьевна 17.04.2017.

Наступил момент, когда у вас появилась необходимость обратиться к психологу. Вы приходите за помощью и на первой консультации часто звучат следующие вопросы: что надо рассказать психологу? о чём? что важнее? Вместе или отдельно от ребёнка приходить, или может быть можно привести только ребёнка? Ещё больше того, что не озвучивается вслух: можно ли доверять специалисту, не расскажет ли, не обвинит, не осудит и т.д. Отдельная история о том, какие ожидания есть в нашей голове от работы психолога. Для кого-то психолог является советчиком, человеком, который знает ответы на все вопросы. Для кого-то волшебником, сейчас он посмотрит на меня, моего ребёнка и всё сразу станет на свои места… Для кого-то психолог-«спасатель» … В своих рекомендациях мне бы хотелось предупредить Ваши вопросы, немного приоткрыть дверь в консультационный кабинет, помочь сделать ожидания от работы с психологом реалистичными.

Собираясь на первую консультацию, заранее обдумайте жалобы, которые хотелось бы предъявить (на поведение ребёнка, собственные переживания, на настроение и т.д.)До консультации «примерьте» полезные вопросы:-Что я могу делать по-другому?

Зачем мой сын/дочь/ совершает такой поступок?

Как я могу помочь ребёнку?

Попробуйте сформулировать вопросы к психологу, например: что я ожидаю, каких результатов хотелось бы достичь?

Постарайтесь избежать общих формулировок, таких как: «Я пришёл за помощью», «Помогите», «Я пришёл за советом». Конкретизируйте!

Одной встречи, как правило, бывает недостаточно, чтобы психолог мог определить причины «трудного поведения» ребёнка. Это возможно только в общих чертах, если возраст совпадает с кризисным: 3 года, 7 лет или подростковым периодом. Материал, который должен собрать психолог и «сложить» в своей голове огромный. Это и дородовый период, условия жизни за весь предыдущий жизненный этап. Ваше отношение к проблемному поведению ребёнка, стиль воспитания, семейный альянс.

Будьте готовы к индивидуальным консультациям без ребёнка, без них не обойтись! Будьте готовы к тому, что психолог попросит Вас сделать упражнение вместе с ребёнком, чтобы понаблюдать, осмыслить.

Будьте готовы к совместной работе! Для изменения поведения ребёнка необходимо также пересмотреть свои привычные действия, собственные родительские реакции на «выходку». Необходимы время старания и усилия. Не отказывайтесь от предложения прочитать литературу, просмотреть кинофильмы, посетить специалистов в случае необходимости (невролога, психотерапевта, логопеда и т.д.).

Сформулируйте свои ожидания относительно роли психолога. Основными задачами работы специалиста с родителями является: «высветить» возможные причины проблемного поведения ребёнка, предложить варианты реагирования, своё видение решения и передать ответственность за выполнение родителю.

Будьте активными участниками психологической работы! Сотрудничайте с психологом. Будьте готовы ответить на вопросы тестов, рисовать, сочинять, играть…

О самом важном…отношения между психологом и клиентом конфиденциальны.

Большинство родителей, вспоминая, что в психологической работе было важным и оказалось наиболее полезным, говорили, что это были доверительные отношения. Психолог не являлся в них «лучом света в тёмном царстве», а старался понять и безусловно принять другого человека. В случае неудачного опыта общения с психологом (такое бывает!), пробуйте найти своего.