197762, г. Кронштадт, ул. Аммермана, 13, лит.А
Прежде всего «первичная профилактика» начинается с внимательного, заинтересованного взгляда родителя на ребёнка, создание условий для доверительного общения, в котором есть уважение, доброжелательное обращение, принятие индивидуальных особенностей маленького человека. Хорошо бы усвоить принцип «разбор полётов – наедине». Время публичных отповедей на собраниях в детском коллективе, надеюсь, прошло. Чувство стыда является практически не переносимым как для взрослого так и для ребёнка.
Рекомендации преследуют следующие цели: сформировать у ребёнка с раннего возраста внутренний запрет «я чужого не беру» и в случае, если поступок совершён: понять мотивы, определить потребности ребёнка, помочь прожить последствия вместе с родителем.
В возрасте 2-3 лет: как правило, первые ситуации, которые случаются, возникают на детской площадке. Ребёнок ещё не способен понимать что такое «моё» и «чужое» и важно проговаривать, например, «у каждой вещи есть свой хозяин», не забирать игрушки-потеряшки домой, «нельзя брать чужое без разрешения» и т.д. Проговаривать одновременно спокойно и настойчиво (не смотря на реакции ребёнка). Учите детей меняться игрушками на детской площадке на время, объясняя явные преимущества обмена «как здорово. ты поделился формочкой, возможно с тобой тоже поделяться и будет интересно сделать новый кулич» (но обмен не должен быть насильственным, предлагайте, но не настаивайте !).
В возрасте 4-9 лет: вы можете обнаружить принесённую из детского сада или школы игрушку, канцелярскую принадлежность и т.д. и смотрящие на вас «честные глаза » (подарили же). В этом случае важно поддерживать контакт с родителями одногруппников и одноклассников и всё-таки ситуацию прояснить. В случае, если вещь не была подарена, необходимо её вернуть владельцу, причём сделать это полезно вместе с ребёнком. Обязательно поговорить, объяснить, что «взять не своё – означает украсть», «чужие вещи брать нельзя». Можно проиграть сценку «Представь, у тебя забрали любимую авторучку, машинку… Каково тебе сейчас ?».
От 9 лет и старше: прежде всего необходимо вернуть владельцу ( в магазин ) взятое без разрешения, либо найти другой способ компенсировать ущерб. Ребёнок обязательно должен прожить последствия своего поступка. В случае, если деньги украдены и потрачены, и ответственность за возврат легла на родителей, нужно проговорить: «Мы отдали из бюджета семьи, поэтому в этом месяце не покупаем…. ограничиваем себя в….». В этом возрасте можно познакомить ребенка с понятием «кража», «воровство», рассказать о возможных последствиях: «если это будет повторяться, то, скорее всего, у тебя не будет настоящих друзей», объяснить, как воровство может быть наказано со стороны закона.
Как правило, если поступки не единичны, повторяются, то родителям стоит задуматься, что не так в «домашнем королевстве». Поведение ребёнка будет отражать неблагополучие семейной ситуации и являться «симптомом». Изменение поведения ребёнка будет возможно, если родители готовы прийти к «точке правды», а именно, признать реальную семейную ситуацию и постараться вместе с психологом ответить на вопросы: «Что мой ребёнок слышит, видит в нашей семье?», «Чем мы с ребёнком занимаемся вместе?», нет ли «двойных стандартов» в воспитании (учу делать правильно, но сам поступаю по-другому, нет ли рассогласованности у членов семьи в вопросах воспитания, имеют ли место в нашей семье рукоприкладство, унижение…).
Повторюсь, не психолог вместо вас решает проблему, а «вместе» с вами! Психолог выступает в роли «попутчика», «помощника», «прожектора»: помогает разобраться в возможных причинах поведения ребёнка. И в заключение хочется выделить основные рекомендации по данной проблеме…Давайте решать её
БЕЗ паники, свидетелей (наедине), физических наказаний, обзываний (« вор» )!