Логотип Центра социальной помощи семьи и детям Кронштадта
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения
«Центр социальной помощи семье и детям Кронштадтского района Санкт-Петербурга»

197762, г. Кронштадт, ул. Аммермана, 13, лит.А

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-МЕНЕДЖМЕНТА В РАБОТЕ С ЛИЦАМИ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Брынзюк Н.В, заведующий ОПЖ, Александрова В.В., специалист по социальной работе ОПЖ. 18.02.2016.

С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее «Закон»). Закон направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности.

Кроме того, Законом введено социальное сопровождение граждан при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывающееся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь.

С принятием Закона возникла необходимость пересмотра имеющихся форм и методов работы, поиска и внедрения новых.

В этой связи, анализируя работу с клиентами, состоящими на социальном сопровождении стало очевидным, что в большинстве случаев прослеживалась разрозненность в работе специалистов, работая с семьей мы не могли объективно оценивать работу с клиентами и отслеживать динамику ведения случая. Проведенный анализ послужил поводом пересмотреть подход в работе с клиентами, внедрить новые методы и формы работы. Одним из методов работы был выбран метод «кейс-менеджмента».

Кейс-менеджмент – достаточно распространенный метод на Западе, его используют в индивидуальной социальной работе с различными клиентами: бездомными, пациентами больниц, людьми, живущими с ВИЧ, неблагополучными семьями, людьми, освобождающимися из заключения, пожилыми, эмигрантами, в сфере восстановительного правосудия, зависимыми людьми и т.п.

Внедрить в работу данный метод решили с категорией лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно выпускников детских домов, состоящих на социальном сопровождении.

Выпускники детских домов являются особой категорией лиц, нуждающихся в социальном сопровождении. Им требуется помощь в социальной адаптации к ведению самостоятельной жизни, решении вопросов трудоустройства, психологическая поддержка, юридические консультации по различные рода законодательству.

Для данной категории лиц характерно потребительское отношение к жизни, отсутствие навыка планирования бюджета и расходования денежных средств, также у них не сформированы коммуникативные навыки и нежелание брать ответственность за свои поступки и их последствия, среди девушек актуальна проблема раннего материнства.

Комплексность, междисциплинарное и межведомственное взаимодействие в осуществлении социальной работы, сотрудничества специалиста по социальной работе и клиента, преемственность деятельности вот те принципы ведения случая, которые также послужили мотивом выбрать именно эту категорию.

Для реализации поставленной задачи была создана рабочая группа из числа специалистов различной направленности, назначен кейс-менеджер – специалист, в профессиональную ответственность которого входит работа над всем случаем в целом.

Для внедрения в работу метода «кейс-менеджмент» была выбрана выпускница детского дома со сниженным жизненным ресурсом, испытывающая дефицит материального, психического, духовного здоровья, с низким уровнем правовой грамотности.

В результате проведенной работы, проведения структурного анализа жизненной ситуации и применения ресурсного подхода были использованы не только внешние, но выявлены собственные ресурсы, которым был задан положительный вектор.

Посредством проведения глубинной диагностики специалистами были созданы необходимые условия для обеспечения максимально полной социально-психологической реабилитации и адаптации в обществе.

Применение комплексного, междисциплинарного подхода, привлечение в работу специалистов других учреждений в порядке межведомственного взаимодействия, а также проведение обязательных рабочих встреч междисциплинарной группы по обсуждению вопросов о ходе реализации и результатах социального сопровождения ускорило наступление положительной динамики.

Внедрение в практику работу метода «кейс-менеджмент» показало, что он является достаточно эффективным в работе с выпускниками детских домов.

Основное отличие метода от применения обычных форм работы заключается в меньшей продолжительности осуществления социального сопровождения и большими положительными результатами.