197762, г. Кронштадт, ул. Аммермана, 13, лит.А
Вы, наверняка, догадались, что это не про вместительные контейнеры для игрушек из Ikea, в которые можно сложить все игрушки.
О чем же тогда идет речь?
Все, кто находился с ребенком рядом больше часа, знают или, по крайней мере, догадываются, что за день маленький человек переживает весь спектр эмоций: от огромной радости до ужасного разочарования. И все родители отлично справляются с реакцией на положительные эмоции. Но, когда дело касается злости, агрессии, страха или обиды, это вводит мам и пап в ступор, появляется желание крикнуть «прекрати уже», уйти/ убежать/спрятаться, сделать вид, что тебя нет…
Однако, одна из самых важных задач взрослого – помочь ребенку справиться с сильными негативными эмоциями, понять их и принять.
В русской культуре есть много поговорок, в которых говориться о том, что надо игнорировать эту особенно важную функцию:
Итак, если вы хотите стать хорошим контейнером для чувств своего ребенка, приложите усилия к тому, чтобы понять сквозь то КАК говорит ребенок, то ЧТО он говорит на самом деле.
Например: Ребенок топает ногами, кричит, плачет или ноет из-за какой-нибудь малозначимой для вас мелочи. На самом деле, возможно, он говорит, что просто устал.
Плохая новость – скорее всего, он сам это не понимает. Хорошая – это может понять взрослый. Реагируйте на истинный посыл (например, на желание пить/кушать/спать/уйти из шумного места), а не то как ребенок до вас это доносит.
Как же стать хорошим контейнером?
Дано: Мама/папа, кричащий ребенок, готовый сокрушить весь мир (магазин).
Начинаем!
Если кричать в ответ на агрессию ребенка, истерику, то ничего не получится. В этот момент Вы сами полны до краев своими негативными эмоциями, которые вот-вот пойдут через край. Постарайтесь поймать спокойное состояние и спросите: «Что случилось?». Если не получается, тогда пока он кричит скажите самой/ому себе: «Пусть мне сейчас трудно, но это важно для сына/дочки, а, значит, и для меня. Я-контейнер. Я хочу помочь ему/ей справиться с эмоциями. Не буду сейчас оценивать поведение и пытаться чему-то научить».
Ребенку самому это не в радость, но он не может справиться.
Сквозь то, КАК говорит ребенок понимает, ЧТО он чувствует и может дать этому название. Ребенок плачет, валяется на полу, требует купить игрушку,
Мама/папа: «Ты злишься», «Похоже, ты обиделся», «Тебе очень хочется эту игрушку», «Ты расстроился».
Скорее всего, уже после второго пункта ситуация становится более спокойной. Ребенок обычно не успокаивается сразу, но уже переключается на другую волну и хочет услышать, что взрослый его понимает. Скажите: «Ты расстроился потому что тебе не разрешили это взять», «ты рассердился, потому что не хотел уходить», «Наверное, ты устал». Повторяйте эти 3 пункта каждый раз, когда накал страстей растет. Показывайте ребенку, что понимаете, что с ним происходит. Называйте эмоции, которые он переживает. Много раз!
И. однажды, ваш ребенок поинтересуется у вас: «Мама/папа, ты расстроена/н. Устала/л? И Вы поймете, что всё было не напрасно.
Если Вы делаете всё точно так, как описано в статье, но пока не видите результат или остались какие-то вопросы, приходите на консультацию к психологу к нам в Центр.