197762, г. Кронштадт, ул. Аммермана, 13, лит.А
До определённого момента все решения за детей принимают родители. Происходит это по причине отсутствия у них самостоятельности и опыта решения подобных трудностей. Самостоятельность и ответственность не возникает в один момент, её необходимо прививать на протяжении всего процесса воспитания.
Активно учиться выбору, ребёнок начинает с момента как произнесёт «Дай» и «Я сам». Как правило, это происходит в период кризиса самостоятельности или кризиса 3-х лет. Начиная с этого возраста, ребёнок активно учится принимать те или иные решения, отслеживая реакцию родителей на последствия своего выбора. В этом возрасте он активно пробует собственные силы, расширяя рамки своих возможностей. Как правило, до 7 лет проблема выбора является нормой и связана она с нехваткой жизненного опыта, потому как большую часть решений за ребёнка принималась родителями.
После 7 лет наступает школьный возраст, в котором гораздо больше ответственности и самостоятельности, и ребёнок, который уже может принимать решения, будет становиться более независимым и уверенным в себе.
Многие родители активно помогают в становлении самостоятельности, соблюдая условия безопасности, другие – же сообщают ребёнку, что он еще очень мал для того, чтобы принимать решения, и за него всё будут делать родители, некоторые, в силу различных причин, начинают проявлять гиперопеку по отношению к ребёнку, которая бывает двух видов.
1. Потворствующая – это передозировка любви. Ребёнок является кумиром в семье. Родители превозносят его на пьедестал и создают неадекватное представление о самом себе. Формируется истероидный тип личности – высокие стремления, амбиции и нервные срывы при первой неудаче. В итоге, взрослый человек не может сам принимать решения и нести за них ответственность, потому что ему всегда предоставляли готовое решение.
2. Доминирующая – у ребёнка отнимают волю и решают всё за него. Вся жизнь контролируется родителями. Постоянные запреты и минимум похвалы, таким образом, родители полагают, что смогут подготовить ребёнка к взрослой жизни. Самая постоянная фраза, которую слышит ребёнок в этом случае: «Ты еще мал что-то решать». Ребёнок в этом случае вырастает застенчивым, зависимым от других, с проблемами в общении.
Данные проявления болезненной заботы формируют беспомощного человека, неуверенного в себе и неспособного реализовать себя. Он не может принимать нестандартные решения, ставить перед собой цели и задачи, продумывать формат их исполнения, брать на себя ответственность за деятельность и последствия.